"Главную дорогу в онкологии" обсуждали в Санкт-Петербурге главный онколог Минздрава РФ, директор РОНЦ имени Н.Н.Блохина Михаил Давыдов, ведущие специалисты, руководители здравоохранения, экономисты Северо-Запада России. Участники встречи должны были обсудить и, по возможности, начать создание в регионе оптимального пути профилактики, диагностики, лечения, спасения пациентов. Все это в условиях, когда в ближайшие два года федеральный центр сократит на 34 процента субвенции на здравоохранение, и регионы должны будут компенсировать это из своих средств, причем как это сделать - они должны придумать сами, а ответственность за то, чтобы "все получилось", возложена на губернаторов.
Онкология находится в той группе неинфекционных заболеваний, которая лидирует в мире, не говоря уже о России, по причинам смертности населения - это также сердечнососудистые болезни, диабет и заболевания легких. Мировое сообщество на уровне ООН считает эту проблему политической, все страны - члены организации - в рамках своих международных обязательств, должны каждая на своем уровне вести борьбу за снижение смертности от этой опасной четверки.
В лечении онкологических заболеваний мир продвинулся далеко - созданы мощные технологии, фармацевтические препараты, - но почему-то только от рака молочной железы в России в течение пяти лет после диагностики умирает каждая вторая женщина, а
в странах Европы и США 90 процентов пациенток проживают пятилетний рубеж и подавляющее большинство живет дальше.
"У нас продекларированы права пациентов на бесплатное лечение, но бюджет не в состоянии обеспечить эти права в полном объеме", - отмечает исполнительный директор Некоммерческого партнерства (НП) "Равное право на жизнь", заместитель председателя правления Ассоциации онкологов России Дмитрий Борисов. По его словам, львиная доля жалоб пациентов - на лекарственное обеспечение. К тому же эксперт напоминает, что онкология требует системного подхода. А чиновники любят отчитываться, что построили новую клинику, купили десять томографов, полы и стены покрасили, новые окна в больнице сделали. Но все это никак не повлияет на качество жизни и уровень смертности от рака.
"Если не обеспечен весь комплекс лечебного процесса, то покрашенные стены никому не помогут, - говорит Дмитрий Борисов. - Если перекос в диагностике - заболевание хоть и диагностируется на ранней стадии, но не обеспечен сам лечебный процесс, - то вы только увеличиваете процент смертей с подтвержденным диагнозом и больше ничего".
Все эти задачи должны решаться не только медицинским сообществом, утверждают онкологи. Врач работает в определенных условиях, которые должны быть созданы для него в системе здравоохранения, причем управленческие и финансовые решения должны быть согласованы и направлены на интересы пациента, тогда врач сможет лечить нормально. Как реализовать на практике эти азбучные истины?
По словам эксперта, должны более активно внедряться механизмы устойчивого финансирования здравоохранения, система долгосрочного планирования - прежде всего. Это принято во всем мире - не аукционы и тендеры, а трехлетние договоры с поставщиками, что дает большие возможности для формирования стабильной цены, страхования бюджетной системы от колебаний курсов валют и т.д.
Механизмы государственно-частного партнерства также надо развивать, но не делать акцент на то, чтобы передавать часть услуг частным клиникам, - это чистой воды аутсорсинг. Следует создавать систему разделения финансовых рисков, предотвращения прямых финансовых угроз для пациентов, когда необходимо получить высокотехнологичную дорогостоящую медицинскую помощь. Именно это рекомендуют странам ООН и Всемирная организация здравоохранения - развивать механизм устойчивого финансирования, который предвосхитит риски пациентов по катастрофическим тратам, - и это называется системой страхования.
В России эта система в зачаточном состоянии. ОМС, по словам Борисова, далека от системы страхования вообще, это, по сути, аутсорсинг бухгалтерии. ОМС не занимается страхованием рисков, а управляет финансовыми потоками. Необходимо развивать дополнительное добровольное медицинское страхование на случай критического заболевания.
"Это надо пропагандировать - такой цивилизованный вид защиты населения от финансовых рисков, - государство должно признать, что у нас не может быть абсолютно
бесплатного здравоохранения". Итак, должна быть зона, стопроцентно обеспеченная госгарантиями, но также должна работать и страховая система.
"Почему никто в Европе не ездит лечиться за прямые платежи? Потому что они застрахованы в своей стране, - говорит Борисов. - И эта страховка во многом заставляет человека следить за своим здоровьем, проходить соответствующие обследования - ведь, если не прошел, то стоимость полиса будет дороже. Никак другим путем заставить человека обследоваться в большинстве случаев нельзя, он должен быть мотивирован рублем".
Директор автономной некоммерческой организации "Центр социальной экономики" Давид Мелик-Гусейнов, который пояснял петербургским журналистам, что же такое проект "Главная дорога", стартовавший в России летом и сейчас идущий в регионы, сказал, что в условиях ограниченных ресурсов, нехватки врачей и инфраструктуры нужны менеджеры, которые в таких условиях смогут принять верное решение.
"В рамках проекта "Главная дорога" мы пытались привнести слово "консалтинг" в здравоохранение, - рассказал специалист. - Мы собрали лучшие практики по стране. Их будем распространять. Сокращение финансирования негативно может сказаться на регионах. Надо либо наполнить их денежными потоками, либо так оптимизироваться, чтобы оказывать помощь пациентам наиболее эффективно".